Новости

27 февраля в г. Чите состоялся Межрегиональный научно-практический симпозиум «Цифровая трансформация образования», организаторами которого выступили Министерство образования и науки Забайкальского края, ГУ ДПО «Институт развития образования Забайкальского края», Центр цифровой трансформации образования. Симпозиум посвящен ключевым вопросам цифровой трансформации сферы образования Забайкальского края. В работе симпозиума приняли участие более ____ человек из ___ регионов РФ и ___ районов Забайкальского края. В роли спикеров выступили: руководитель направления по работе с органами государственной власти ИКОП «Сферум»; генеральный директор и технические специалисты компании «Физикон»; ведущий специалист по региональному развитию Яндекс Учебника Образование; руководитель методического центра ГлобалЛаб; представители группы компаний «Новый Диск»; представители Минобразования Забайкальского края.
В период формирования и реализации Стратегии развития цифровой трансформации в соответствии с распоряжением Правительства Забайкальского края № 230-р от 20 августа 2021 года «Об утверждении Стратегии в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Забайкальского края» определено, что целью цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления Забайкальского края является достижение высокой степени цифровой зрелости основных отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления для оказания качественных государственных услуг населению и бизнесу, формирования качественной и безопасной среды для жизни и развития, обеспечения доступности и качества образования, здравоохранения и социальной поддержки.
Цифровая трансформация образования призвана обеспечить достижение каждым обучаемым необходимых образовательных результатов за счет персонализации образовательного процесса на основе использования растущего потенциала цифровых технологий, включая применение методов искусственного интеллекта, средств виртуальной реальности, развития в учебных заведениях цифровой образовательной среды.
Работа симпозиу
Особое внимание участников симпозиума привлекли вопросы создания условий безопасной среды коммуникаций образовательной организации с использованием ИКОП Сферум; применения сервисов, в том числе с использованием искусственного интеллекта, в деятельности школьного учителя; подготовки детей к школе с использованием ресурсов цифровой образовательной платформы встроенной в ГИС «Образование Забайкальского края».
Участники симпозиума выражают общее мнение, что важнейшими направлениями работы на предстоящий период является достижение к концу 2025 года высокой степени цифровой зрелости сферы образования, для чего необходимо решение следующих задач:
- достижение выполнения показателей цифровой зрелости отрасли;
- обеспечение реализации федерального проекта ЦОС;
- обеспечение единого безопасного образовательного пространства;
- эффективное использование нового функционала во ФГИС «Моя школа», такого как специализированный образовательный контент, цифровые помощники педагога, учащегося, родителя, психолога;
- ;
- обучение и подготовка кадров.
Участники симпозиума предлагают:
Министерству образования и науки Забайкальского края:
- продолжить работу по исполнению Стратегии цифровой трансформации и развитию цифровой образовательной среды региона.
Поддержать инициативный проект ЗАО Новый Диск - трейд и Министерства образования и науки Забайкальского край в сфере внедрения и использования ресурсов цифровой образовательной платформы «Робоборик», нацеленный на развитие дошкольных образовательных организаций и профессиональное развитие педагогов дошкольного образования Забайкальского края, на период с 2025 по 2027 гг.
Рекомендовать (кому) разработать программу внедрения ресурсов цифровой образовательной платформы «Робоборик» («Стань школьником с Робобориком», включен в Федеральный реестр российского программного обеспечения») в образовательную практику инновационных дошкольных образовательных организаций Забайкальского края с дальнейшим распространением опыта в массовую практику дошкольного образования региона, на период с 2025 по 2027 гг..
Институту развития образования Забайкальского края:
- популяризировать образовательные инструменты и обучающие материалы, входящие в состав ФГИС «Моя школа», инициировать их использование в рамках курсов повышения квалификации, обучающих вебинаров и т.д.
Муниципальным органам образования:
- Обеспечить контроль за полноценным использованием оборудования ЦОС на всех уроках и занятиях;
- Обеспечить условия по созданию безопасной среды организации, использованию нового функционала ФГИС «Моя школа»;
Образовательным организациям:
- Обеспечить соблюдение регламентов ведения и использования ГИС.
- Обеспечить соблюдение условий безопасной среды коммуникаций образовательной организации путём использования ИКОП «Сферум»;
Педагогам:
- В постоянном режиме повышать квалификацию по вопросам организации деятельности в условиях цифровизации образования, выстраивая индивидуальную образовательную траекторию.
Таким образом, в рамках Межрегионального научно-практического симпозиума «Цифровая трансформация образования» 2024 года выявлен комплекс обозначенных приоритетных задач, реализация которых обеспечит улучшение целевых показателей, определение перспектив цифровой трансформации образования Забайкальского края.

27 февраля в Забайкальском крае состоялся Межрегиональный научно-практический симпозиум «Цифровая трансформация образования».
Организаторами выступили Министерство образования и науки Забайкальского края и Центр цифровой трансформации образования ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края». В работе симпозиума приняли участие более 650, из них 170 – в очном формате.
В роли спикеров выступили ведущие специалисты информационно-коммуникационной образовательной платформы (ИКОП) «Сферум», компаний «Физикон», «Яндекс» и «Новый диск», интернет-платформы «ГлобалЛаб», представители Министерства образования и науки Забайкальского края.
Программа симпозиума включала пленарное заседание и три площадки, имеющих практико-ориентированную направленность.
Профессионально-педагогическая практико-ориентированная площадка «Сферум. Ключевой инструмент коммуникаций для образования» была посвящена практическому применению цифровых технологий в образовательном процессе.
В работе площадки участвовали руководители и заместители руководителей школ и организаций СПО. Модераторами выступили Артем Вадимович Придорожный, руководитель направления по работе с органами государственной власти ИКОП «Сферум» (г. Москва) и Любовь Ивановна Казакова, директор Центра цифровой трансформации образования ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края».
Основная цель площадки заключалась в том, чтобы на практике продемонстрировать руководителям образовательных организаций возможности платформы «Сферум». Платформа призвана дополнить традиционное образование, а не заменить его, предоставляя инструменты для онлайн-взаимодействия.
Участникам площадки предложили поработать в командах, решая кейсы, связанные с дистанционным обучением. Основной акцент был сделан на нестандартном и эффективном использовании возможностей «Сферума» для решения практических задач, возникающих в образовательном процессе. Участники искали оригинальные подходы к применению платформы в повседневной работе. В результате деятельности участники научились применять инструменты сбора и обработки файлов, настраивать субтитры и расшифровку звонков, использовать сервис «Помощник ученика» и сервис интерактивной доски, организовывать групповую работу через сессионные залы, опрос и получение обратной связи и т.д.
Педагогическая мастерская «Искусственный интеллект и другие цифровые инновации для школьного учителя» была посвящена актуальным вопросам использования современных технологий в повседневной работе педагогов. Искусственный интеллект и другие цифровые инструменты призваны упростить подготовку к урокам, автоматизировать проверку домашних заданий и тестов, а также помочь в создании интерактивных учебных материалов.
Участниками мастерской стали преподаватели и студенты СПО, учителя школ.
Модераторами выступили Денис Игоревич Мамонтов, генеральный директор компании «Физикон», кандидат технических наук; Александр Сергеевич Сапрыкин, руководитель группы технической поддержки компании «Физикон»; Любовь Ивановна Казакова, директор Центра цифровой трансформации образования ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края» и Юлия Равильевна Васильева, инженер-программист Центра цифровой трансформации образования ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края».
Модераторы площадки продемонстрировали возможности обучающей платформы: генеративную модель формирования заданий для обучающихся, инструменты на основе искусственного интеллекта для автоматической проверки развернутых ответов из заданий ОГЭ и ЕГЭ по биологии, географии, истории и обществознанию. Обсуждаемые сервисы и подходы могут быть использованы для диагностики предметных, метапредметных и личностных компетенций, а также при проведении проектно-исследовательских работ со школьниками и студентами.
В рамках площадки прозвучали доклады, охватывающие различные аспекты применения цифровых технологий. Юлия Дмитриевна Лифшиц, ведущий специалист по региональному развитию «Яндекс Учебника», рассказала о диагностике компетенций учителя информатики. Денис Игоревич Мамонтов и Александр Сергеевич Сапрыкин представили возможности платформы «Облако знаний» для восполнения образовательных дефицитов по различным предметам (математика, информатика, предметы естественно-научного и общественно-научного циклов, русский и английский языки). Елена Викторовна Сайфетдинова, руководитель методического центра «ГлобалЛаб», осветила тему проектной деятельности в цифровую эпоху и представила инструменты, полезные педагогам. Платформа «ГлобалЛаб» – цифровая среда для поддержки проектной и исследовательской деятельности.
Интерактивная площадка «Цифровая среда дошкольной организации» была сфокусирована на новых возможностях Государственной информационной системы «Образование Забайкальского края» для дошкольных образовательных организаций и начальной школы (предшколы), а также на инструментах поддержки реализации ФГОС.
Модераторами площадки выступили Елена Петровна Бурлакова, директор по развитию ГК «Новый Диск», Юлия Николаевна Болтовская, специалист Министерства образования и науки Забайкальского края и Дмитрий Александрович Потехин, инженер-программист Центра цифровой трансформации образования ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края».
Лариса Николаевна Горбунова, доктор педагогических наук, профессор и научный руководитель Академии дополнительного образования «Образовариум», в своем докладе «Освоение и использование цифровых образовательных ресурсов (ресурсов цифровой образовательной платформы) для развития образования и профессионального мастерства педагога: актуализация задач освоения и внедрения новых цифровых ресурсов» подчеркнула важность освоения и внедрения новых цифровых ресурсов для развития образования и повышения квалификации педагогов.
Лилия Львовна Тимофеева, профессор и федеральный эксперт, представила доклад «О роли информационно-образовательной среды в развитии дошкольников». Она рассказала о значении информационно-образовательной среды для полноценного развития детей дошкольного возраста.
Елена Васильевна Волкова, автор и преподаватель АДО Образовариум, выступила с докладом «Готовим детей к школе с использованием ресурсов цифровой образовательной платформы». Она поделилась опытом использования цифровых образовательных платформ для подготовки детей к обучению в школе.
Интерактивная сессия площадки «Ресурсы цифровой образовательной платформы «Робоборик»: от выбора к использованию» под руководством спикеров Елены Петровны Бурлаковой, директора по развитию ГК «Новый Диск» и Александра Вячеславовича Осипова, руководителя департамента внедрения образовательных решений ГК «Новый Диск» позволила участникам площадки на практике получить представление о возможностях платформы «Робоборик». Участники узнали о том, что платформа имеет возможность планирования и проведения занятий с использованием интерактивных средств обучения, есть возможность использования детьми с ограниченными возможностями здоровья, предоставления возможности родителям познакомиться с занятиями и совместно с детьми выполнять задания.
Участниками площадки стали руководители, заместители руководителей и педагоги дошкольных образовательных организаций, учителя начальных классов, а также студенты педагогических колледжей.
Кроме того, в рамках симпозиума прошел смотр-конкурс «Я лучший в ...!» для Центров цифрового образования («IT-куб», школьных Кванториумов, Центров «Точка роста»).
Конкурс призван способствовать популяризации успешных практик, созданию благоприятной информационной среды и привлечению внимания к деятельности Центров.
Целью конкурса стало выявление и распространение лучших практик, способствующих повышению качества образования и развитию Центров. Организатором выступил Центр цифровой трансформации образования ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края» совместно с региональным Министерством образования и науки.
Конкурс проводился в два этапа. Первый, подготовительный этап, проходил с 15 по 26 февраля 2025 года. Второй, основной этап с презентацией проектов состоялся 27 февраля 2025 года.
Конкурс проводился по нескольким направлениям: методическая деятельность, наставничество, сетевое взаимодействие, медиасопровождение деятельности Центра, конкурсная деятельность и работа с одаренными детьми. Участники разрабатывали проекты в рамках выбранной номинации и представляли их экспертному жюри.
Оценка проектов на этапе презентации проводилась по следующим критериям: конкурентоспособность, тиражируемость результатов, готовность команды к реализации, глубина и полнота отражения темы, отражение личностного отношения к проблеме, а также культура выступления.
Победители конкурса в каждом направлении были награждены почетными дипломами:
Направление «Конкурсная деятельность и медиасопровождение деятельности»
- Махутов Сергей Николаевич, МОУ «Новоорловская СОШ»
- Новокрещин Дмитрий Сергеевич, МОУ СОШ № 42 г. Читы
- Анудариева Намгар Мункуевна, СОШ с. Судунтуй
Направление «Наставничество, сетевое взаимодействие и методическая деятельность»
- Маккавеева Оксана Александровна, Верхотурова Елена Дмитриевна, Хулугурова Юлия Александровна, Васильева Валентина Васильевна, ГОУ Забайкальская краевая гимназия-интернат, г. Чита
- Сультимова Цыцык Батоевна, МОУ СОШ с. Будулан
- Доржиева Виктория Цыреновна, СОШ № 2 пгт. Могойтуй
Направление «Таланты (работа с одаренными обучающимися: выявление, сопровождение, развитие талантов)»
- Арбалжинов Алексей Владимирович, Гунсунова Бутит Зоригтоевна, МБОУ СОШ с. Амитхаша
- Раднаева Гэлэгма Викторовна, Блохин Владимир Васильевич, Парыгина Марина Михайловна, Бухтоярова Светлана Васильевна, СОШ № 1 г. Шилка
- Шойжитжапов Элбэг Мункуевич, МОУ «ЮАСШ»
Торжественное награждение состоялось на пленарном заседании симпозиума.
Пленарное заседание симпозиума началось с выступления исполняющей обязанности министра образования и науки Забайкальского края Марины Анатольевны Секержитской. Она подчеркнула актуальность темы цифровой трансформации, отметив, что это не просто веяние будущего, а уже наступившее настоящее. Современные дети по-другому воспринимают мир и предъявляют новые требования к организации образовательного процесса. Готовность педагогов и управленцев использовать цифровые технологии, большие данные и искусственный интеллект – залог успешной адаптации к меняющимся условиям. Марина Анатольевна напомнила об опыте внедрения «Сетевого города», что сейчас стало повседневной реальностью. Она призвала открывать двери новым возможностям цифровой экономики и промышленности, чтобы и дети были готовы к восприятию образовательного материала в новых реалиях.
Далее выступила ректор Института развития образования Забайкальского края Наталья Викторовна Храмцова, с докладом «Использование инструментов анализа данных в методической работе». Она отметила, что учителя недостаточно погружены в тему анализа больших данных, и одна из задач Института – популяризировать это направление. Наталья Викторовна подчеркнула, что анализ данных необходим для эффективной профессиональной деятельности и достижения конкретных результатов.
Артем Вадимович Придорожный, руководитель направления по работе с органами государственной власти ИКОП «Сферум», подвел итоги работы утренней площадки. Он подчеркнул, что коммуникация – основа развития, и призвал переходить на отечественные средства коммуникации. Артем Вадимович напомнил о скором внесении изменений в 149-й Федеральный закон, которые запретят использование зарубежных мессенджеров в образовательных организациях. Он рекомендовал создавать чаты с родителями для оперативного информирования и призвал пропагандировать информационную безопасность. Спикер предложил организовать серию вебинаров по обмену опытом, при условии запроса от образовательных организаций. От лица «Сферума», он также наградил команду «Регион75» за лучшую презентацию кейсов.
Денис Игоревич Мамонтов, генеральный директор компании «Физикон», продолжил тему использования электронных образовательных ресурсов из федерального перечня для оценки качества образования. Он отметил, что использование таких ресурсов позволяет построить оценку на основе данных, получаемых в процессе учебной работы, а не только с помощью тестов. Каждое выполненное задание – кирпичик в цифровой профиль учебных компетенций ребенка, позволяющий построить матрицу компетенций и индивидуальную траекторию обучения. Денис Игоревич сообщил о заканчивающейся привязке работ «Физикона» к ФГОС и пригласил школы Забайкальского края в пилотный проект по непрерывному исследованию качества образования.
Елена Петровна Бурлакова, директор по развитию ГК «Новый Диск», рассказала о знаменательном дне для компании – подписании соглашения с Министерством образования и науки Забайкальского края о сотрудничестве в рамках формирования цифровой образовательной среды дошкольного образования. Забайкальский край получил бесплатный доступ к цифровому ресурсу. ГК «Новый диск» планирует оказывать методическую помощь и содействовать повышению квалификации забайкальских педагогов, а со стороны региона ожидает активного участия площадок.
В завершение пленарного заседания Любовь Ивановна Казакова, директор Центра цифровой трансформации образования ГУ ДПО «ИРО Забайкальского края», совместно с ректором Натальей Викторовной Храмцовой, вручила благодарственные письма представителям компаний-партнёров. Затем состоялось награждение участников конкурса центров цифрового образования «IT-куб», школьных Кванториумов, центров «Точка роста», были выданы дипломы, вручены ценные призы от спонсоров.
Программа симпозиума, охватившая широкий спектр вопросов цифровой трансформации образования – от коммуникационных инструментов и искусственного интеллекта до цифровой среды в детском саду, – сочетала теоретические доклады и практическую работу. Это обеспечило высокую ценность представленной информации и способствовало активному обмену опытом между участниками.
Организаторам, спикерам, партнерам, спонсорам мероприятия и всем участникам выражаем благодарность за плодотворную работу и вклад в развитие цифрового образования в Забайкальском крае.

21 февраля представители Института развития образования Забайкальского края и Агинского института повышения квалификации работников социальной сферы Забайкальского края собрались в рамках научно-методического семинара «Родной язык и культура в условиях вызова 21 века».
Международный день родного языка утверждён на 30-ой сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО 17 ноября 1999 года. Отмечается 21 февраля, начиная с 2000 года.
В мероприятии приняли участие более 60 педагогов из 6 муниципальных округов края. Дистанционно подключились представители из Чувашской республики и Республики Коми. Декан факультета дошкольной и коррекционной педагогики и психологии, к.п.н., старший научный сотрудник НОИЦ педагогики и психологии личности ФГБОУ ВО "Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева" Иванова Неонила Вячеславовна выступила с вопросом «Формирование культурно-языковой среды как фактор успешного освоения ребенком родного языка». Заведующая лабораторией национальных проблем дошкольного образования Коми республиканского института развития образования Остапова Зоя Васильевна представила доклад «Лаборатория национальных проблем дошкольного образования как ресурсный центр сохранения и развития коми языка»
В рамках программы спикеры представили доклады, посвященные мировым тенденциям общественного развития в контексте глобализации, проблемам обновления содержания интенсивного обучения родному языку: УМК и технологии, анализу развивающего потенциала УМК по бурятскому языку и литературе по основной программе, представлен опыт работы ДОУ д/с «Ручеек» ГО пос. Агинское в условиях монолингвальной развивающей речевой среды.
Ежегодное проведение Дня родного языка способствует поддержке и активизации мероприятий, нацеленных на сохранение и развитие языкового разнообразия.
- Межрегиональный симпозиум «Цифровая трансформация образования»
- О старте краевого профессионального педагогического конкурса «Учитель года Забайкалья» 2025
- В Забайкалье завершился региональный этап чемпионата «Профессионалы»
- Трансформацию системы воспитательной работы в образовательных организациях обсудили в Забайкальском крае